Юрий Круглов о восхождении на Эверест. Послесловие.

Рассвет на вершине Эвереста 23 мая 2019

 

Коллеги, как обещал, излагаю слегка упорядоченные мысли по поводу закончившейся экспедиции на Эверест с севера. Кому лень читать много текста, сообщаю, что на рассвете 23 мая мы стояли на вершине Эвереста, поднявшись по С-В гребню из Тибета. Вечером того же дня мы спустились в Передовой Базовый Лагерь (aka ABC) в комфорт и безопасность. Нас по-прежнему четверо, и мы живы и здоровы.

Ещё на один вопрос хочу сразу ответить. Об очередях на маршруте. Те жуткие фотографии с очередями людей на маршруте на Эверест, которые облетели весь мир — это фотографии с маршрута, который идёт из Непала, с противоположной от нас стороны. Наш (тибетский\китайский) и непальский маршруты соединяются только на самой вершине Эвереста, не совпадая не ни на метр. На нашем маршруте таких столпотворений не было и не могло быть, так как на восхождение с китайской стороны в этом году было выдано всего 142 разрешения, в то время как на непальский маршрут было получено 373 разрешения. Это количество нужно увеличить на два, так как ещё восходили шерпы, которым разрешение не требуется. Однако и на маршруте из Тибета не всё так было гладко. Об этом — ниже.

Погода в этом весеннем сезоне не баловала хорошими и устойчивыми окнами. На 23-24 мая ожидалось ослабление ветра. На более поздние даты вновь ожидалось усиление ветра. Поэтому почти все экспедиции планировали вершину на один из двух из этих дней, распределившись по количеству людей примерно поровну.

Утром 22 мая наша команда, переночевав в лагере 2 на высоте 7500 метров, выдвинулась в сторону вершины. К 15 часам (здесь и далее время везде непальское, хоть мы и были в Тибете) мы поднялись к лагерю 3 на высоте 8300 метров, где у нас не были подготовлены ни площадки под палатки ни сами палатки, так как двигались мы «ходом», то есть без предварительного обустройства лагеря. В итоге, конечно, все ровные площадки оказались занятыми. Мы поставили палатки на 30-градусном склоне, но сильно расстроиться об этом не успели, так как моя жена в очередной раз прислала ухудшающийся прогноз с усилением ветра на вторую половину следующего дня, 23 мая. Было решено не рисковать, не задерживаться в Лагере 3 надолго, а продолжить движение на вершину ночью. Так я уже делал на Дхаулагири в 2017 году по аналогичной причине.

Так выглядит Лагерь 3 на высоте 8300 м. Фото Sean James

 

Выход назначили на 21:00, хотя по факту каждый вышел по готовности. Я начал движение около 21:30, нагнал своих уже на подходе ко Второй Ступени. Вторая Ступень представляет собой несколько последовательно расположенных вертикальных скальных участков общей длиной около 40 метров. На участках, ещё в 1975 году, установлены три алюминиевые лестницы для облегчения прохождения. Лестницы привязаны старыми верёвками, болтаются на них, да ещё и опутаны обрывками старых перильных верёвок.

Вторая Ступень. Фото Julian Evans

 

По мере приближения к вершине азарт увеличивался и я ускорялся, обходя довольно большое количество народа. В 4:30 утра я был на вершине. Кроме луны с неё ничего не было видно — темнота. На вершине было около 5 человек, я обустроился возле верхушки треноги и статуи Божества. С собой был спутниковый телефон и 4 (четыре) запасных батареи. Установил флаг Севастополя и России, позвонил домой, поблагодарил жену за плохой прогноз, попил чаю из термоса. GPS-трекер показывал темепературу минус 29, хотя лежал он у меня в кармане пуховки. Кислород я отключил в целях экономии (что потом очень пригодилось), хотя и до этого редуктор стоял на отметке 1,5 литра в минуту.
Рассвет наступил внезапно. На вершине стало ослепительно ярко от восходящего солнца, а в долинах ещё стояла кромешная тьма. Из этой тьмы внезапно начали выползать люди, и по гребням, особенно со стороны Непала, подниматься в сторону вершины. К 5:15 утра на вершине стало многолюдно. Подошли Шон и Джулиан с шерпами, сделали свою фотосессию и быстро ушли вниз.

Шон и Джулиан на вершине

 

Подошдо время спускаться вниз и нагонять команду. Сразу за мной шёл шерпа Пхур Лхакпа — старший брат Анг Фурбы, с которым мы в 2017-м поднялись на вершину Дхаулагири. Как ему в голову прилетел камень — я не видел, но услышал его стон. Это было выше Третьей ступени, примерно на высоте 8750 м. Быстрый осмотр показал, что череп цел, кровотечение не было сильным, но возможное сотрясение мозга на такой высоте означало большие проблемы. По рации поставили в известность остальных, разгрузили Пхур Лхакпу — просто оставили его рюкзак со всем содержимым и продолжили движение вниз, насколько можно быстро.

Пхур Лхаупа Шерпа на вершине Эвереста — человек с железной волей

 

На подходе к Третьей Ступени упираемся в пробку — вверх лезут всего-то человек десять, но делают это так, как в первый раз. Очень медленно. Пытаюсь объяснить, чтобы дали свободный проход раненому человеку — бесполезно. Одухотворённые европеоидные лица делают вид, что ничего не понимают, и лезут дальше. Лазанием вниз обходим их без использования перил.

Впереди Вторая ступень — высота 8600 м. Догонаяем своих. Здесь тоже очередь из человек 10-15 максимум, но как медленно они спускаются… Стоит «гид» и выполняет роль стороннего наблюдателя как его «клиент» пытается спуститься по скале, хватаясь за всё что можно и нельзя. В какой-то момент он хватается за Шона, который быстро и доходчиво объясняет, что так делать нельзя. И таких — половина из собравшихся. Через пару часов один из таких восходителей сорвётся в этом месте и пополнит список жертв Эвереста…
Кстати, насчёт жертв. По пути наверх, в темноте особо ничего не видно по сторонам. Я заметил только двоих, которые лежали буквально на маршруте. Но на спуске я уже насчитал шестерых. И все на расстоянии не более двух метров от линии маршрута.

Один из навечно оставшихся альпинистов на маршруте. Я насчитал их шесть, но их, конечно, больше

 

На всём этом фоне массовой некомпетентности выгодно выделялась экспедиция российского «Клуба 7 Вершин» Александра Абрамова. Каждый клиент привязан к своему проводнику-шерпе короткой верёвкой. Налаженная собственная логистика, проверенные годами одни и те же шерпы, избыточное снабжение участников кислородом, наличие русских гидов с 10-кратным опытом восхождения на Эверест ( сам Абрамов) — вот это максимальные гарантии безопасности и выжить, если что пойдёт не так. К сожалению, большинство других коммерческих экспедиций просто перепродаёт услуги непальских компаний, добавляя только своё раскрученное имя, но не имея возможности влиять на их качество. Данное мнение я составил, наблюдая за действиями разных экспедиций на протяжении 6 недель. Никакой рекламы. Решайте сами.

Ещё пример. Уважаемая раскрученная компания (имя не называю, чтобы избежать скандалов), но вдруг в 23:00 23 мая выясняется, что участница восхождения — одна и без кислорода, осталась на высоте 8600 метров без сил, мигая фонариком с просьбой о помощи… Гид оказался адекватный, барышню спасли, но с обморожениями.

Впускной клапан забортного воздуха в моей маске замёрз ещё на вершине — потому что надолго снял маску. Без него использовать кислород смысла не было. Так я и спускался до Первой ступени — не хотел останавливаться и терять время. Перед спуском к Лагерю 3 я всё-таки решил маску починить. Починяю клапан — включаю недосипользованный кислород. Внезапно вновь есть силы бежать.

К полудню мы с Пхур Лхакпой уже в лагере на 8300 м. и готовы спускаться дальше. Забираем вещи. Подходят Шон и Джулиан. Стюарт с ещё одним шерпой уже ушли вниз. Решаем немедленно продолжать спуск. Пхур Лхакпа — из него можно делать гвозди. Держится молодцом. Через час мы в лагере 2 на 7700 м. И тут нас накрывает ураган. На наших глазах палатки Лагеря 2 разных экспедиций уносит ветром со всем содержимым.

 

Палатка в Лагере 2. Минуту назад она была целая. Ещё через минуту её сдует

 

Мы продолжаем спуск. К пяти часам вечера мы уже на Северном Седле на высоте 7000 м. Спускаемся дальше. Последний участок к ABC на 6400 м. Я шёл наощупь — фонарик почти не светил. Но — дошёл. Так закончился для нас штурм вершины. Но наверху люди продолжали спускаться в Лагерь 3 до глубокой ночи.

Кстати, качество установки перильных верёвок в районе Ступеней — уровня Хан-Тенгри начала 2000-х годов. Пучки старых верёвок никто не убирает. Одна новая верёвка предназначена и для подъёма и для спуска. С таким подходом к обустройству перил скоро маршрут из Тибета сравняется с непальским по количеству заторов и несчастных случаев.

Перильные верёвки на маршруте. Только одна из них — рабочая. Остальные — оставшиеся с прошлых лет

 

Считаю, что единственно приемлемым вариантом для обеспечения безопасности и борьбы с мусором на участке 8300-8800 является обустройство полноценной виа ферраты. Говорю это вполне серьёзно, как представитель компании — лидера по обустройству виа феррат в Крыму. В Китае тоже есть достаточное количество таких компаний. Нужно решение CTMA. Кроме понятных преимуществ для слабоподготовленных альпинистов (а их число будет только расти, несмотря ни на какие фильтры) есть ещё один плюс — на данном участке маршрута отпадёт необходимость в установке новых перильных верёвок в начале каждого сезона. Последниий момент — существенный тормоз и удар по безопасности. Отчасти, причина того, что половина из числа обладателей 140 разрешений на восхождение ринулась на вершину именно 23 мая, заключается в том, что перильные верёвки на участке «8300 м — вершина» на маршруте из Тибета были провешены только 22 мая!

Не все из тех, кто застрял в непогоду второй половины 23 мая выше лагеря 3, отделались усталостью и лишней ночёвкой на высоте 8300 м. Один из альпинистов (имя называть не буду), с которым я познакомлся в базовом лагере, умер на следующее утро (24 мая) на Северном Седле. Но самый ад был, конечно, на непальской стороне. Об этом я, как и вы, знаю из многочисленных публикаций в СМИ и соцсетях.

Впечатления от маршрута на Эверест со стороны Тибета у меня двойственные. С одной стороны — участок от 5200 до 8300 — это просто высокогорный поход без каких-либо особых технических сложностей. Мне было скучно и тяжело. Всё самое сложное (и интересное) начинается на участке выше 8300 м. Это делает маршрут сложнее и опаснее, чем маршрут на Эверест из Непала, где все технические сложности расположены в нижней части маршрута. Но наличие человеческих заторов на непальском маршруте и их отсутствие на маршруте из Тибета делает последний наиболее безопасным и предпочтительным.

 

Всем удачи в горах!

 

Источник kruglov.biz